Санаторий

Санаторий «Жаркент-Арасан» расположен в горной местности, на отрогах малого Жунгарского Алатау (высота 1100 м над уровнем моря), в ущелье, на берегу реки Буракожыр.

ZdanieСанаторий соединяется с городом Жаркент и со всеми населенными пунктами Панфиловского района асфальтированной трассой. Расстояние от г. Алматы 325 км, от г. Талдыкорган 280 км, от г. Жаркент 40 км.
Спальные койки в санатории на 280 мест развернуты в пяти, трех, двухэтажных спальных корпусах. В палатах размещается от одного до двух отдыхающих. При санатории функционирует бальнео и грязелечебница, кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа, парафиноаппликации, гинекологического, кишечного, стоматологического орошения, четырех камерной ванны, душ шарко, циркулярного душа, биллиардная, настольный теннис.
На территории санатория разбиты многолетние цветники, вокруг которых – живая изгородь из карагача, акации, березы, пирамидальных тополей, молодых ельников, сосны, туи, можжевельника, сирени. Для культурно массовых и спортивных игр построены волейбольно-баскетбольная, теннисная площадки. К услугам отдыхающих в часы досуга предоставлены шахматы, шашки, газеты, журналы, еженедельно выступают IMG 1918коллективы художественной самодеятельности санатория, проводятся конкурсы на лучшего официанта, санитарку, медсестру, организуются экскурсии по историческим местам Панфиловского района.
Казахи, как и другие народы, населяющие Центральную Азию, с древних времен умели пользоваться природными целебными средствами. Кроме лекарств растительного и минерального происхождения, которыми

врачевали народные мудрецы-табибы (тауб), больные нередко прибегали к помощи целебных минеральных источников и грязей.
В свое время Шокан Уалиханов подробно описал бытующий у казахов обычай лечения больных применением природных источников.

Из литературных данных известно, что у казахов существовало 3 способа бальнеологического лечения.
1. Туз – применение соленых грязей и рапы (жидкая грязь) в виде общих и местных процедур. При этом горячие минеральные источники и грязевые озера считались священными и были местом поклонения.
2. Маден-Су – использование преимущественно прохладных источников как внутрь в виде питья, так и для купания в жаркие летние месяцы.
3. Арасан – лечебное применение горячих минеральных источников
Наиболее популярным видом лечения среди населения, особенно южных местностей Казахстана, явилась терапия горячими минеральными источниками. Этот вид лечения известен с древних времен. Так, греческие историки описывают обычай у саков (предков современных казахов и других национальностей IMG 1980Средней Азии) – «очищение» перед военным походом в горячих источниках. Знаменитый нарзан на Кавказе воспевается балкарами и карачаевцами (потомками казахских кипчаков) как напиток батыров, напиток, дающий силу, свежесть и молодость.
Источники с горячей минеральной водой, расположенные в районе Жаркента, названы населением «Жаркент-Арасан». Эти минеральные источники известны местному населению давно как Буракожырские, Ку-Арасанские и использовались как лечебные.
Слава о них распространялись за пределами Жаркента. Сюда за сотни километров добирались жители отдаленных районов, чтобы избавиться от своих недугов с помощью минеральных Жаркент-Арасанских вод.
В ХVII веке восточные и южные области Казахстана были завоеваны ордами калмыцкого Галден-Церена. Калмыки знали о чудодейственной силе целебных вод «Ку-Арасана». Здесь они устраивали праздники – массовые гулянья, состязания, борьбу и танцы с участием шаманов. Не принесший жертвы или дара якобы лишался счастья, здоровья и богатства, а главное – помощи от «могущественных святых источников».
До Октябрьской революции на источниках Жаркент-Арасан лечебное дело было организовано местным жителем Домбогулом. Домбагул, в отличие от многих других, оказался многосторонне образованным для своего
времени человеком и обучал не только корану, но и арабскому языку, светским знаниям, прививал своим ученикам навыки гигиены и посвящал в медицину. Муллой или учителем, как предполагалось, Домбогул впоследствии не стал. Изучив и испытав на себе и своих родственниках целебные свойства местных Ку-Арасанских источников, он превратился в местного лекаря (тауба).
О Домбогуле у местных жителей сохранилась добрая память как о человеке щедрого сердца. Всей душой, бескорыстно он стремился помочь людям вернуть здоровье, радость труда.Жаркент 003
Долгое время источники оставались еще в диком, запущенном состоянии. И только с начала 50-х годов двадцатого столетия начинается новая история «Жаркент-Арасана».


В 1952 году в районе Ку-Арасанских (Буракожырских) источников геологическая экспедиция пробурила скважину и по трубе вывела на поверхность минеральную радоновую воду. В 1963 году на основании рекомендаций Казахского НИИКраевой патологии решением Панфиловского РК КП Казахстана и исполкома при активном участии председателей 7 колхозов района был создан совет по строительству зданий санатория на 150 коек на средства колхозов.
15 ноября 1967 года 150 коечный общесоматический санаторий «Жаркент-Арасан» был открыт и принял на лечение первых больных. Наряду с радоновой водой при лечении многих заболеваний в санатории применяются иловые грязи, привозимые с озер пойми реки Или.